В последние годы организаторы российского здравоохранения всё чаще употребляют красивые термины из практики мирового медицинского менеджмента. Интерес к таким целям, как пациент-ориентированная медицина, несомненно, явление положительное. Одно плохо: чиновники наши абсолютно не понимают смысл этих слов.
Каждый раз хочется объяснить такому представителю Минздрава или регионального органа управления, что в пациент-ориентированной медицине речь идет вовсе не о том, что какой-то правитель решил облагодетельствовать пациентов… А в доказательной — не подразумевается способность лоббирующей свой товар организации «доказать» разными путями его пользу чиновнику, принимающему решение о включении препарата в стандарты и рекомендации.
В действительности, понятие пациент-ориентированная медицина — это всего лишь принцип построения системы медицинской помощи, основанный на интересах пациентов не в интерпретации чиновников, а непосредственно по запросу пациентского сообщества. Давайте вспомним, что пациентами могут быть все. Это значит, что пациенты — самая большая и значимая группа населения, а требования этого сообщества равнозначны пожеланиям народа, именуемого в Конституции носителем верховной власти. Если мы стремимся стать цивилизованным обществом, то и систему медицинской помощи обязаны воссоздавать рациональным путем, опираясь на общественный интерес. Такой путь предусматривает широкое обсуждение населением планов и целей предполагаемых реформ до начала их внедрения. Возможно, потребуется референдум, на котором будем обсуждаться главный вопрос: какую медицину хочет иметь наше общество? Согласен ли народ и дальше примиряться с ползучей приватизацией системы государственного здравоохранения?
Вне зависимости от решения вопроса о форме финансирования, объемы медицинской помощи следует составлять на основании запроса населения. Именно пациенты и пациентские сообщества должны определить, какое количество больниц и поликлиник, врачей и медсестер, ФАПов и роддомов им необходимо. Нельзя строить программу обеспечения населения медицинской помощью, не спрашивая людей, что им на самом деле необходимо. В цивилизованном обществе пациенты должны иметь представительство в системе принятия столь важных государственных решений, непосредственно их касающихся.
Следующим будет этап организации управления всей этой системой медицинской помощи и здравоохранения, построенной на реальных потребностях пациентского сообщества. И на этом этапе решающая роль отводится непосредственно медицинским работникам. Все знают, для чего нужны так называемые «организаторы здравоохранения»? У них есть единственная функция — помогать медработникам выполнять свою работу, создавать нормальные условия для тех, кто непосредственно оказывает медицинскую помощь. Эту функцию медицинские менеджеры будут качественно выполнять лишь при одном условии: если их нанимателем будет не вышестоящий чиновник, а сами медработники. Соответственно, должен измениться и порядок отчетности.
Врач несет ответственность не перед чиновником-бюрократом, а перед пациентами. И организаторы здравоохранения отвечают за свою деятельность перед медработниками, а не наоборот, как принято в нашем перевернутом мире. Практика найма менеджеров врачами широко распространена сегодня в мире. Она является наиболее рациональной и показывает наилучшие результаты среди систем организации здравоохранения.
В здравоохранении есть два основных действующих лица — это врач и пациент. Все организаторы здравоохранения, всякая администрация медицинских учреждений, главные врачи и министерские работники, как и всевозможные фонды и страховые компании, а также надзорные и контрольные органы — это всего лишь техническая составляющая в обеспечении работы врача с пациентом. И точно также, как существование врача оправдывается запросом пациента на его помощь, так и перечень медицинских чиновников должен определяться запросом врачей. Именно медицинское сообщество способно самостоятельно решить, какой вид менеджмента им необходим, какова должна быть структура управления медицинскими организациями.
Примеры рационального построения системы организации медицинских учреждений хорошо известны в мировой практике. Именно те клиники, которые построены на принципе добровольного объединения врачей, нанимающих медицинских менеджеров показали выдающиеся результаты в своей работе. Принцип построения медучреждения профессионалами позволяет отказаться от доминанты получения и дележа прибыли между организаторами здравоохранения и направить все силы на решение потребностей пациентов, как это когда-то удалось сделать в знаменитой клинике Мэйо.
Ситуация в российском здравоохранении настолько тяжела, что времени для раздумья практически не осталось.
Выбор сегодня стоит между шансом на восстановление нашей медицины силами медицинского сообщества и продолжением развала системы, уже поставившим страну на край гуманитарной катастрофы. Возвращение положения нашей перевернутой вверх тормашками медицины в нормальное положение, рациональное распределение ролей всех участников системы здравоохранения становится первоочередной задачей, возможно, определяющей само выживание нашего многострадального государства.
Семён Гальперин, президент «Лиги защиты врачей»
Источник: Medrussia